Микромобильность: почему самокаты стали так популярны
Сегодня более половины населения планеты живет в городах. Через 30 лет количество может увеличиться до 2/3. Логично, что при таком мощном переселении остро встанет вопрос о наиболее эффективном средстве перемещения от дома до транзитного узла (остановки, вокзала) и обратно. Это явление имеет свое название: «Проблема первой и последней мили».
Если у человека не будет удобного способа добраться до общественного транспорта, то с большой долей вероятности он купит автомобиль, на котором поедет прямо от дома. Так появляются «транзитные пустыни» — территории с зависимыми от общественного транспорта людьми, которые испытывают нехватку адекватного транзитного сервиса.
Микромобильность и самокаты
Проблема решается внедрением микромобильных услуг. Под микромобильностью понимают транспортные средства массой менее 500 кг, с малой пассажировместимостью и другими параметрами. Если проще — это транспорт, который встает в один ряд с велосипедом. И в основе идеи микромобильности лежит идея совместного использования таких транспортных средств, то есть развитие шеринга.
Образец микромобильности — самокат. Классический или с мотором — не так важно. Также в эту категорию попадают гироскутеры, скейтборды и другие подобные средства передвижения.
Почему это так популярно
Тренд на микромобильность носит общемировой характер. В США, например, на улицах Южной Калифорнии сервис Bird насчитал 10 миллионов рейсов за год. Здесь все дело в том, что в США большая часть поездок на автомобиле совершается на расстояние не более 8 километров. Аналитика компании Deloitte говорят, что наиболее высокие выгоды от микромобильности могут извлечь городские центры и пригородные районы вблизи малых торговых центров.
А что касается преимуществ для горожан, то здесь все просто и логично. Тот же самокат — это полезно для здоровья, удобно и компактно, выгодно с финансовой точки зрения — никаких затрат, кроме стартовых на покупку, не нужно. К тому же, поездка на самокате вполне заменяет собой приятную прогулку на свежем воздухе.
Еще одной причиной является пост-пандемический эффект. Во многих странах мира пандемия коронавируса изменила привычный городской уклад. Власти все больше думают о постепенном ограничении автомобильного движения в пользу велосипедов, самокатов и других подобных транспортных средств. Так, к примеру, в колумбийской Боготе за одну ночь увеличили сеть велодорожек на 76 километров, до этого их протяженность составляла 550 километров.
Что может помешать распространению
Есть две глобальные проблемы, препятствующие развитию микромобильности. Первая — это вандализм. Человек с маргинальными наклонностями увидел целых 10 самокатов на улице. Без присмотра. Что нужно сделать? УГНАТЬ!!! Поэтому формировать культуру проката предстоит еще долго и упорно.
Вторая проблема — инфраструктура. Вопрос о том, где размещать микромобилистов, когда и для велосипедистов-то условий не создано — большой вопрос. Но хочется надеяться, что со временем этот вопрос будет решаться с помощью городских властей и инициативных групп. В крупных российских городах сдвиги уже есть.
В материале использованы материалы ресурсов: city4people.ru; deloitte.com; forbes.com
Фотогалерея
- Комментарии